Критика  
     
 

Абстракции Аслана Уянаева наиболее точно подтверждают одну, хорошо известную в искусстве истину: художник способен открыть нам окружающий мир заново, если обладает даром видения, смотрения вглубь, а не по поверхности вещей. Впрочем, Уянаев далек от абсолютизации возможностей живописи как таковой, он всего лишь настаивает на ее суггестивной, энергетической самоценной силе, наиболее адекватной внутреннему импульсу самого художника. Большинство его абстрактных полотен квадратного формата. В этом формате, как в некоем модуле заключена своя мера вещей, ибо в беспокойном, текучем мире живописных форм квадрат является знаком равновесия, визуальной стабильности. Словно оппонируя Малевичу, Уянаев выдерживает свои квадраты в яркой, солнечной гамме: желтый и оранжевый полыхают на холстах, возвращая живописи первозданное, стихийное начало. Это, очевидно, та же солнечная энергия живописи, которая бьет ключом в полотнах Ван Гога, в его "Подсолнухах", "Виноградниках в Арле" и др. Действительно, Ван Гог наиболее точно определяет темперамент художника, его отношение к живописи как к осязаемой пульсирующей плоти.
Одно из важных качеств живописи художника состоит в том, что она воспринимается легко и совершенно естественно, кажется, мир его абстрактных форм возник, словно сам собой, стихийно и сразу. Если подбирать язык описания к работам Уянаева, то наиболее подошел бы тот, где абстрактная живопись предстает как поле борения и сосуществования различных природных стихий, каждая из которых персонифицирует определенное эмоциональное состояние. В то же время эти стихии-эмоции не той бесшабашной надмирной нечеловеческой силы, в которой видится "столкновение грохочущих миров". В них больше равновесия, успокоенности, гармонического лада. Это, что называется, крепко и уверенно, не без внутреннего щегольства и артистизма, сделанные вещи, в которых художнику всегда есть сказать что-то новое, поскольку свою работу он рассматривает не как акт самовыражения, но как письмо к человеку.
Помимо живописи Уянаев известен своими перформансами, в которых главными "компонентами" действия становятся пляшущие тени обнаженных моделей, что создает мистически-взволнованную картину, и, как это не парадоксально, при обратном проецировании на абстрактные формы его живописи придает им чувственное, начало.
Глеб Ершов.искусствовед 2001

"Искусство есть не только эхо эпохи и ее зеркало, но оно носит в себе будящую пророческую силу, изливающуюся в дали и в глубине",-эта мысль В. Кандинского невольно всплывает в памяти, когда соприкасаешься с творчеством Аслангери Уянаева.
Аслангери Уянаев родился в 1962 г. в Нальчике. Закончил инженерно-строительный факультет Кабардино-балкарского университета в 1985 г. и приехал в Ленинград, где окунулся в атмосферу искусства. Серьезно занявшись живописью, он поступает вольнослушателем в Академию художеств. Усовершенствовав необходимые ему навыки, живописец далее прокладывает самостоятельный путь в искусстве.
А. Уянаеву близки формы искусства древних цивилизаций (Египта, Ассирии), возможно своей направленностью к вечности, к Абсолюту. Живописец тяготеет к монументальности, заключенной, разумеется не в масштабах полотен, а в значительности задач, которые он ставит перед своим творчеством. Картины А. Уянаева представляют собою своеобразное симфоническое развитие живописной темы. Основные выразительные средства мастера - цвет, пятно, пластика. А. Уянаев в своих произведениях опирается на непосредственное эмоциональное воздействие цвета, аналогичное воздействию звука в музыкальных произведениях. Цвет в его картинах состоит из активных противоположностей. Автор намеренно ограничивает свою цветовую палитру, чтобы через соотношения, синтез света и пластики достичь максимальной выразительности. Развитие цвета и формы создает динамичное воплощение прост ранства картины. В своей живописи А. Уянаев достигает своеобразного контрапункта - одновременного "звучания" нескольких цветовых "мелодий". Через противоположение, внутреннее напряжение художник стремится к воплощению гармонии формы и цвета. Живописное богатство картин А. Уянаева - не самоцель для автора. Его полотна буквально излучают энергию духовности, истоки которой автор черпает в своей любви к творчеству, в самоотверженном отношении к искусству. В работах А. Уянаева сплавились традиции различных направлений - импрессионизма, постимпрессионизма, ощутимо влияние таких мастеров как В. Кандинский и К. Малевич. Однако творчество Аслангери Уянаева отличает самобытность во всем. Сам автор характеризует свою живопись как "ассоциативный реализм". Возможно мы присутствуем при рождении уникального явления в искусстве ...
И. Москвина, искусствовед 1991


... произведения Аслана Уянаева собрали в себя опыт пластической формообразующей культуры Петербурга начала XX века и самостоятельное размышление, интуитивное ощущение, логическое построение реальности цветового воплощения мысли-идеи о пространстве Духа и Света...
...Движение (от зрителя вглубь) горизонтальных размытых плоскостей подтверждается, подкрепляется движением же (снизу вверх) вертикальных, более осязаемых плоскостей. Происходит воздействие движения на движение, ускорение одного другим, отрицание статики цвета как таковой. Художник добивается создания гипер-движения цветовых потоков, воздушных масс...
Именно так создаются художником Асланом Уянаевым и воспринимаются зрителем Вселенские ландшафты устремления. В его работах представлено пространство глубины. Зритель ощущает пространственное воздействие открытой для него художником глубины, зрителя захлестывает ощущение - чувство глубины...
Мария Шейнина (Тереня), искусствовед, 1998.


... его в равной степени интересует и станковая картина в ее уравновешенной традиционности и перфоманс. Это сочетание отстраненной умозрительности и активного провакационного действия странно лишь на первый взгляд. На каком бы поле не играл Аслан, он решает одни и те же проблемы. Его перформансы построены на диалоге света и тени. Бьющий в глаза прожектор, дифракционные решетки, проецирующиеся на экран, танцующая тень женщины и музыка, как насыщенная эмоциональность вот те «кирпичи, из которых складывается образ. Льющиеся из глубины потоки света, перекрываемые плотными пятнами краски, в которых каждый чистый цвет как музыкальный тон это основа любого его холста. Свет-тень, покой-эмоциональность, тишина-рвущийся звук, холод-теплота, небо-твердь они есть в любом произведении, созданном Асланом
В инсталляциях он использует газету. Банальный носитель (если не сказать разносчик информации. Буквы, сложенные в столбцы, как бактерии, окружающие нас повсюду. Поддаться им? Защититься от них? Лабиринты газет, хаос сообщений. Потеря себя в глухом информационном поле. Обретение себя, несмотря на агрессивность и обилие постороннего и чуждого сознанию. Различны вариации темы в каждом конкретном случае. Едина философия, отношение к у миру...
...Свет, пробивающийся из центра его полотен, не что иное как носитель чистого, высокого и великого знания, закрыт от зрителя заносами радостей и отчаяний, суеты и отрешенности; наплывание охр, черного, красного. Сплетение страстей, плоти, жизни, наслоение подчас хаотичное красок. Но за ним, за всем этим ровное голубое светоносное сияние. Как прожектор за экраном, по которому пляшут тени, благодаря этому свету существующие...
В.Дрозд, научный сотрудник Государственного Русского музея 1999 год

 
     
Bookmark and Share

Избранное

2011-2013
2007-2010
2004-2006
1999-2003
1989-1999

 
ARTISI.RU Современное искусство, галерея: выставки, продажа картин в интерьер



P.S. Art is i переводится с английского языка как искусство это я, имеет не абстрактный, а конкретный адрес: культурный центр Пушкинская 10, мастерская 506. Приглашаются к сотрудничеству галереи и люди не равнодушные к творчеству в Петербурге, Москве и всей России. Здесь вы также найдете ссылки: на персональные сайты, выставки продажи современной живописи, где вы сможете купить картину, графику в дизайн интерьера своего дома, квартиры или офиса